Украденные традиции: купание в проруби. Как правильно купаться в проруби на крещение господне Как искупаться в проруби на крещение

Когда купаться на Крещение — 18 или 19 января — этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем — это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

«Окунаться в прорубь - русская благочестивая традиция,
не имеющая сакраментального значения»

Священник Филипп Пономарев :

Окунаться в прорубь на праздник Крещения Богоявления - русская благочестивая традиция, не имеющая сакраментального значения, и Церковь никого не обязывает строго ее соблюдать. Собственно, об этом написано уже довольно много. Все зависит от желания человека. Но для многих верующих эта традиция имеет очень важное значение.

Например, в Москве, где я родился и вырос, традиция освящать вырубленную во льду купель массово возобновилась в девяностые годы. На Подворье Оптиной Пустыни в Останкине, которое сейчас является Подворьем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в праздник Крещения непременно служилась ночная служба, по уставу очень долгая, а утром, когда едва-едва брезжил рассвет, вокруг Останкинского пруда шел Крестный ход, после которого настоятель освящал специально вырубленную во льду купель. А потом окунались в освященной проруби старики, женщины, дети, конечно же, и взрослые мужчины - все, кто хотел. Было, однако, принято до купания подойти к священнику и взять на это благословение.

В этом смысле вопрос о том, что в ночь на Крещение необходимо идти под душ, выглядит довольно странным. Ведь если традиция «идти на иордань» восходит к Священной Евангельской истории, когда Спаситель принял Иоанново крещение в водах Иордана, то какое значение может иметь необходимость принятие душа в крещенскую ночь? Скорее это выглядит неким суеверием или заблуждением.

Действительно, масса людей на Крещение, не заходя в храм Божией и не задумываясь о глубочайшем смысле праздника - Богоявления Господня, стремятся окунуться троекратно в проруби просто потому, что им хочется прочувствовать какую-то экстремальную ситуацию в жизни, или, может быть, поднять душевный настрой, или просто «за компанию». В их жизни, конечно, это ничего не изменит: «Даст Бог - на будущий год еще искупаемся», - и все. Но я знаю по крайней мере один случай, когда человек, приехавший «на купания» с шумной компанией, после зашел в близстоящий храм, где ему кто-то доходчиво и аккуратно объяснил смысл того, зачем он только что окунался в ледяную воду. Юноша стал ходить в храм, на богослужения, потом исповедоваться и причащаться. Здесь, наверное, многое зависит от нас - людей, которые должны объяснять другим смысл и значение того или иного церковного действия, традиций, и делать это корректно и на доступном языке.

Я полагаю, что главной пользой через символическое после богослужения для христианина может быть большее приобщение к реальности праздника Крещения - Богоявления Господня. Недавно мы праздновали Рождество Христово, славословили вместе с ангелами и пастухами Воплощение в мире «нашего ради спасения» Иисуса Христа. В праздник Крещения Господня Святая Церковь напоминает нам о великой тайне Бога Троицы, явленной всему миру более 2000 лет назад в водах реки Иордан. Это реальность, которой живет Церковь, и в которую призывается войти каждый христианин.

«Купание в проруби никакого отношения
к духовной жизни не имеет»

, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

По моему мнению, купание в проруби никакого отношения к духовной жизни не имеет. Это одна из традиций, которая, к сожалению, переросла в суеверие. Нужно подходить с рассуждением к подобным процедурам, беречь свое здоровье и не рисковать им. Людям, которые не ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, на мой взгляд, никакой духовной пользы от купания в проруби не будет. Многие из тех, кто традиционно погружается в прорубь на Крещение Господне, говорят потом, что по выходе из холодной воды они испытали облегчение и эйфорию: «Будто заново родился, все грехи в проруби оставил». Этому состоянию есть медицинское объяснение. Погружение в ледяную воду - большой стресс для организма. А при стрессе в кровь выбрасывается гормон адреналин, под воздействием которого и возникают подобные ощущения. Ничего общего с духовностью это состояние не имеет.

Люди считают, что, придя раз в год на Крещение к проруби, они тем самым ведут христианскую жизнь. Это глубокое заблуждение. Не нужно этим убаюкивать свою христианскую совесть. Также бытует мнение, что если человек окунется в проруби три раза, Господь тут же отпустит все его грехи. Это тоже неправда, потому что грехи отпускаются человеку в Таинстве Исповеди, и то при глубоком, сокрушенном и покаянном чувстве, когда человек изо всех сил покаялся перед Богом и начал вести борьбу с грехом. Именно тогда Господь, видя эти труды, и отпускает человеку грехи - опять же в Таинстве Исповеди, а не в проруби. Не бывает такого, что человек грешит весь год, потом приходит к проруби, окунается в ней три раза и освобождается от греха. Люди не понимают, что как жили они во грехе, так и будут жить, если не обратятся к истинному и глубокому покаянию и не приступят к исповеди.

«В крещенской воде нельзя не только купаться,
но даже нельзя крестить детей»

, настоятель Борисо-Глебского храма г. Раменское, Раменский район Московской области:

На праздник Крещения Господня и накануне - в Крещенский сочельник - совершается великое освящение воды в память Богоявления на реке Иордан. Это святая вода великой агиасмы, великой святыни. В последнее десятилетие повсеместно стали распространяться купания в святой воде. К сожалению, зачастую люди и без молитвы, и в нетрезвом состоянии, и даже с нецензурными криками погружаются в ледяную воду. Не вспоминая о Господе Иисусе Христе, великий церковный праздник превратили в развлечение и повод для греха. Многие не знают, что в крещенской воде не только нельзя купаться, но даже нельзя крестить детей. Крещенскую воду, как великую святыню, следует раздавать для освящения домов, для благоговейного кропления. Её можно пить с молитвой и благоговением. Обычно пьют её натощак, но в особых случаях можно пить святую воду и поевши: при чрезвычайных обстоятельствах, при страшных искушениях, а также по традиции в самый день праздника.

Вот что читаем в настольной книге священнослужителя, изданной в конце XX века:

«Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим Таинством. О важности этих молитв говорит то, что даже в сокращенном чине Крещения «страха ради смертнаго», где опускается чин запрещения злых духов и Символ веры, молитва на освящение воды сохраняется.

Именно вода открывает нам значение Крещения. В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны Таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основных стороны этой символики. Во-первых, вода - первичная космическая стихия. В начале творения «... Дух Божий носился над водой» (Быт. 1:2). Одновременно она - символ разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и основа смерти, разрушительная сила: таков двойственный образ воды в христианском богословии. И наконец, вода - символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все Священное Писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Мы встречаем воду в самом начале книги Бытия, где она знаменýет само творение, Космос. Когда же «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт. 6:5), Он обрушил праведный гнев Свой на человеков и омыл грехи их в водах всемирного потопа. Господь повелел Моисею установить умывальницу в скинии и наполнить ее водой для омовения рук и ног первосвященника перед совершением жертвоприношений Богу. Как знамение завершения Ветхого Завета и начала Нового, святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна...

Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще святой воды, допускается только в тех случаях, когда разрешается употребление даже неосвященной воды, то есть при Крещении младенцев мирянами страха ради смертного».

То есть даже для Крещения младенцев воду великой агиасмы нельзя применять кроме случаев самых чрезвычайных, когда нельзя освятить обычную воду для Таинства Крещения. Младенца нельзя в ней крестить, а пьяным дядькам можно в ней купаться?!

По вере вашей будет вам. Но и испытывать, искушать Господа Бога своего нельзя. Нельзя рисковать здоровьем детей и собственным здоровьем в надежде, что Бог сохранит нас, если мы поступаем безумно. Сколько людей получили инфаркты от резкого погружения в ледяную воду, сколько детей получили воспаления лёгких из-за переохлаждения! Враг рода человеческого диавол старается из всего доброго, церковного, святого вынуть внутреннюю духовную спасительную сущность, заменив внешним, пустым, не имеющим связи с Господом Иисусом Христом и вечным спасением души. Вроде бы Пасху отпраздновали, поехав на кладбище и выпив там водки, - а по сути только нагрешили и о Христе Воскресшем даже и не вспомнили. Вроде бы Крещение отпраздновали, с гиками и криками окунувшись в ледяную воду, - а по сути и не вспомнили об очищении души от греха и без всякого благоговения отнеслись к святой воде великой святыни. Вроде бы новый год радостно встретили - да не вспомнили, что Новый год от Рождества Христова, что не изменению цифры в календаре своего гаджета надо радоваться, а Воплощению Сына Божьего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес...

«Если человек погружается в крещенскую прорубь,
пусть это будет для него символом обновления»

, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

В нашей русской традиции вообще очень распространено погружение в святые источники, причем в любое время года. А ключевая вода - всегда холодная, круглый год там температура около 4 градусов. Это такой своего рода народный аскетизм, когда русский православный человек, посещая святое место, непременно окунается в источнике - он старается соприкоснуться со святыней как можно теснее. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Самого Господа Иисуса Христа, и кто-то тоже погружается в только что освященную прорубь, чтобы по образу Спасителя полностью окунуться.

Конечно, купание в проруби не является непременной принадлежностью праздника Крещения. Церковный устав этого специально не предписывает. Это сложившийся благочестивый обычай, так что не надо упрекать тех, кто не привык к моржеванию и боится погрузиться в ледяную воду. Ведь главное назначение святой воды - пить ее понемногу, окроплять свое жилье, святая вода должна содействовать нашей духовной жизни. Принеся из храма святую воду, надо покропить ею все комнаты, а потом по утрам с молитвой пить натощак и принимать как благословение Божие. Вот это важно, а не принятие душа в день Крещения или непременное погружение в ледяную прорубь.

Надо учесть особенности здоровья разных людей. Ведь Христос принял Крещение не в зимней российской проруби, а в более теплом Иордане. Как же быть? Если в прорубь погружается христианин со слабым здоровьем, например, с больным сердцем, для которого само погружение в ледяную прорубь является не очень полезным стрессом, то к этому мое личное отношение будет, пожалуй, двояким. Либо, как говорится, «по вере вашей да будет вам» - и за веру погружающегося Господь убережет его от нежелательных проявлений болезни, а может быть, даже и исцелит. Либо, если нет у тебя крепкой веры, то, как говорится, «не искушай Господа Бога твоего», не бери на себя подвиги, которые не соответствуют твоим силам.

Есть люди, которые нечасто ходят в храм, не исповедуются и не причащаются, но на Крещение обязательно погружаются в прорубь. Иногда они говорят, что такое погружение смывает с человека все грехи. Нужно помнить, что все грехи с человека смываются только в двух случаях - в таинстве Крещения, когда человек вступает в Церковь и крещается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и при таинстве Исповеди, которое, кстати, называется вторым крещением. Впрочем, хорошо уже то, что невоцерковленные люди чтут церковный праздник хотя бы таким образом. Может быть, это служит какой-то предварительной ступенью на пути к серьезной церковной жизни, и пока они ограничиваются такой ощутимой внешней формой приобщения к празднику Крещения Господня через погружение в прорубь.

Если человек погружается в прорубь в день Крещения, то пусть это будет для него символом обновления, чтобы после этого стараться вести жизнь так, как заповедал Христос, чтобы принятое погружение стало новым стимулом следовать за Спасителем на всех путях своей жизни. И как ты не боишься погружаться в ледяную прорубь, так же не бойся менять свою жизнь от греха к добродетели, не бойся придти в храм, исповедать свои тайные грехи, воздерживаться от того, что оскверняет нашу душу - и тогда ты примешь от Господа Иисуса Христа подлинное обновление и радость жизни.

Купание на крещение. Что необходимо знать, как правильно окунаться в прорубь и кому этого делать нельзя?

Крещение Господне – великий православный праздник, который имеет многовековую историю, свои обряды, правила и традиции. Именно этим праздником заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января.

История праздника уходит корнями в далекое прошлое, когда в реке Иордан крестили божьего сына Иисуса Христа. Именно отсюда и пошла неотъемлемая традиция купания в проруби.

С каждым годом количество людей, желающих окунуться в проруби только растет. Однако не все знают базовые правила, которые обязательно нужно соблюдать при погружении в ледяную воду.

Когда лучше купаться

Многие задаются вопросом, когда лучше купаться – в канун праздника 18 января, или же на само Крещение Господне 19 января.

Считается, что 18 января лучше всего сходить в храм на вечернюю службу. Там обязательно нужно прочесть молитву и набрать домой святой воды. При этом в данном случае нельзя набирать воду пластиковые или бутылки из-под алкогольных напитков. Для святой воды должна быть своя тара, предварительно хорошо вымытая.

Уже после праздничной вечерней службы можно купаться в проруби. Наилучшим для этого действа считается промежуток времени с 00:00 до 01:30. Именно в это время крещенская вода обладает самыми сильными целебными свойствами, которые помогают от любых недугов. Конечно же, не каждый может встать в такое время, чтобы искупаться, поэтому сделать это можно в любое время уже в само Крещение 19 января.

Как правильно окунаться в прорубь

Окунаться в прорубь можно только в специально отведенных для этого местах и под присмотром спасателей. Изначально во льду должна быть вырезана специальная иордань в виде креста, после того как священник опустит в воду распятие и прочитает молитву, в ней можно купаться.

Просто так заходить в воду нельзя. Организм и так будет в шоковом состоянии и если не соблюсти определенные правила, последствия могут быть плачевными:

За час до купания обязательно нужно поесть, но не употреблять алкогольных напитков;

Перед купанием нужно разогреть тело, сделать разминку, пробежаться;

Одежда должна быть простой, чтобы ее можно было просто снять и одеть;

До проруби босым идти нельзя, лучше всего в ботинках или хороших шерстяных носках, их нужно одеть, чтобы не поскользнуться;

Проверить устойчивость лестницы или спуска в воду;

В воду заходить нужно постепенно, не делать этого резко, иначе можете спровоцировать проблемы с давлением. Нырять в воду также не рекомендуется, так как может наступить шоковое состояние;

Максимальное время нахождения в воде не должно превышать 30 секунд, этого вполне достаточно, чтобы трижды окунуться;

Окунаться с головой нельзя, лучше всего сделать это только по шею. Если окунаться с головой, то сосуды могут резко сузиться, это приведет к резкому снижению температуры и шоковому состоянию тела;

Старайтесь не плавать в холодной воде, конечности может свести судорогой;

Если с вами ребенок, следите за ним, в шоковом состоянии от холодной воды он может забыть, что умеет плавать;

Выходя из воды, держитесь за поручни не мокрыми руками, а сухим полотенцем;

После купания вновь разотритесь полотенцем;

Чтобы согреться лучше всего подойдет травяной или ягодный чай, но вновь же ни в коем случае не алкогольные напитки.

Что нужно иметь при себе

Чтобы купание в крещенской проруби прошло удачно с собой нужно иметь ряд на первый взгляд повседневных, но в данном случае очень необходимых предметов.

К ним относятся: полотенце и махровый халат, комплект сухой одежды, купальник или сменное белье (в нем тоже разрешают окунаться), тапочки, чтобы не скользить по льду, а лучше всего шерстяные носки, резиновую шапочку, чтобы не замочить голову и потом не мерзнуть на морозе, силу воли и желание.

Противопоказания

Как оказалась в случае купания в проруби существует очень много противопоказаний, которые могут не только испортить эффект от этого действа, но еще и привести к обострениям заболеваний.

Врачи не рекомендуют окунаться в Крещение людям, у которых есть следующие проблемы с:
с сердечно-сосудистой системой;
с центральной нервной системой – эпилепсия, последствия тяжелых травм черепа; склероз сосудов головного мозга в выраженной стадии, сирингомиелия; энцефалит, арахноидит;
с периферической нервной системой – невриты, полиневриты;
с эндокринной системой – сахарный диабет, тиреотоксикоз;
воспалительные процессы носоглотки;
с органами зрения – глаукома, конъюнктивит;
с органами дыхания – туберкулез легких, воспаление легких, бронхиальная астма;
с мочеполовой системой – нефрит, цистит, воспаление придатков, воспаление предстательной железы.

Крики, громкий смех, колющий мороз, глаза, полные восторга, взъерошенные мокрые волосы, скользкий лёд и сладкий горячий чай. Всё это - крещенское купание в проруби! Хотя купанием это сложно назвать, это скорее мгновенное окунание и убегание в тёплые объятия сухого полотенца. Но бывает, что среди обыкновенных смертных находятся матёрые и закалённые опытом «моржи», для которых купание в проруби ничем не отличается от купания в ванне с пеной и резиновыми уточками. Какая же это замечательная традиция - закаляться в проруби на крещение! Но каковы её истоки? Кто придумал и закрепил эту идею в наших умах? Давайте разберёмся в этом вопросе.

Упоминания об этой традиции можно найти в русской классической литературе, например, у Куприна и Шмелёва. Вот небольшой пример из произведения Даля: «В иордани купаются, кто о святках рядился». «Кто о святках рядился» - то есть те, кто на святки участвовал в массовых игрищах, надевал маски, ходил колядовать, словом, грешил, как мог. И купание в ледяной воде, которая, как принято считать, в крещенскую ночь становится святой - это способ очиститься от грехов. Другим купаться было необязательно.

Но это не самые глубокие истоки, которые мы можем найти. Существует несколько теорий происхождения бодрящей до костей традиции. Согласно первой теории, во времена древних скифов существовал обряд, во время которого младенцев погружали в ледяную воду, чтобы закалить и приучить к будущей суровой жизни и не менее суровой природе. По следующей теории, обряд купания в проруби берёт своё начало от Ивана Грозного, который заставлял своих бояр снимать их шикарные шубы и нырять в прорубь, делая вид, что это для них легко и просто. Причём делал он это не в рамках православия, а в честь воинских традиций.

Любопытный момент: само мероприятие по окунанию в воду, которое называют крещением, к русскому слову «крест» отношения не имеет. Русское слово «крещение» происходит от древнерусского слова «крес», означающего «огонь» (корень как в слове «кресало» - огниво, кремень для высекания огня). То есть слово «крещение» означает «возжигание». Первоначально оно относилось к языческим инициатическим обрядам, призванным в определённом возрасте «возжечь» в человеке «искру божию», которая в нём есть отроду. Таким образом, языческий обряд крещения означал (или закреплял) готовность человека к поприщу (военное искусство, ремесло).

Ну вот, мы с вами немного и разобрались в вопросе происхождения такой экстремальной традиции. Осталось разобраться с последним вопросом. Обязан ли верующий человек следовать этой традиции?

Случается иногда встретить очень фанатичных людей, которые считают купание в проруби обязательным ритуалом, без совершения которого верующим вас назвать нельзя. Но так ли это? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии считает: «Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет - пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в прорубь имеет к празднику Богоявление Господне? Для меня эти окунания - просто развлечение, экстрим. Наши люди любят что-нибудь такое необыкновенное. В последнее время стало модно нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своём благочестии. Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу, к празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощённого воскресения».

@sergeevna174

Крещенская вода священна, обладает целительной силой, несет в себе мощный заряд веры, обладает собственной памятью. Купаться в Крещение в мороз – традиция, прошедшая сквозь века. Она не только не утратила своей значимости, но и приобрела популярность как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Искупаться в ледяной проруби стало не только делом веры, но и веяньем моды.

С какого числа можно купаться на Крещение 2019

Многие задают вопрос: когда купаются в проруби на крещение 2019? Окунуться в бодрящую воду можно уже 18 января 2019 года, но делать это нужно лишь после того, как пройдет вечерняя служба в церкви, таковы правила, нарушать и проверять, что же будет, если искупаться раньше, не нужно. А 19 января – день, когда вся вода становится святой. Купаться можно в течение всего дня до полуночи.

Иисус Христос крестился в реке Иордан, случилось это 19 января, но окунуться в прорубь, принять на себя Божью благодать можно уже 18 января после вечерней службы.

Обязательно ли на Крещение купаться в проруби

В древности праздник Крещения для православных людей был ожидаемым, купания в морозной проруби ждали с трепетом и предвкушением. Были исключения, но купаться, чтобы смыть грехи, было необходимостью. Опускались в ледяную воду и для оздоровления, как бы парадоксально это ни звучало.

Поступайте, как подсказывает внутренний голос – к нему лучше прислушаться. Но умыться святой водой нужно и сходить в церковь, чтобы набрать святой воды. Святая вода способна уберечь от сглаза и порчи, ею умывают младенцев, когда те начинают плакать.

Полезно ли это купание

С биологической точки зрения организм испытывает сильный стресс. Резкое охлаждение ведет к быстрому сужению сосудов и скачку кровяного давления. Гормональная система также дает выброс адреналина и серотонина. Отсюда после купания наблюдается невероятная легкость и состояние возвышенности, так работает гормон радости.

Но неподготовленный человек может заболеть после купания. Женская половая система не переносит переохлаждения, можно заработать воспаление придатков, что грозит непроходимостью маточных труб и бесплодием в тяжелых случаях.

У мужчин может возникнуть простатит, снижается количество сперматозоидов, но их подвижность возрастает.

После разового купания в ледяной воде не возникает привыкания, а моржевание напоминает наркотическую зависимость. Люди становятся моржами, чтобы испытать выброс гормона счастья, но с постоянными погружениями в прорубь его вырабатывается все меньше, может возникнуть депрессия.

Сколько дней купаются на Крещение

Богоявление случилось на Крещение Господне. Бог явился на Землю сразу в трех своих обличиях. Бог-отец – это голос божий, который может услышать верующий во время омовения в морозной купели, Бог-сын – это сам Иисус. Тот, кто купается в проруби, прикасается к божественному, очищается духовно, наполняется светлой силой, радостью и энергией, которая способна заврачевать внутренние болезни. Бог – святой дух – это голубь, который явился на Крещение Иисуса Христа. Увидеть возле храмов голубей – хороший знак.

Крещенская вода остается святой неделю. Всю неделю купаться можно, но делать лучше это в Сочельник Крещения – 18 января или в сам праздник – 19 января.

Кому купаться нельзя

Из всех правил есть свои исключения. Когда можно искупаться маленьким детям, решают родители, хотя до трехлетнего возраста ребенка купать не нужно.

Если существуют заболевания сердца или сосудов, то от погружения тоже лучше отказаться. Резкий скачок кровяного давления может привести к сбою в работе сердца и его остановке.

Опасно купание для людей, страдающих астмой, заболеваниями почек, печени и желчного пузыря.

При эпилепсии не бывает исключений, людям с таким заболеванием ныряние в прорубь противопоказано.

Некоторые люди считают, что перед погружением в ледяную воду можно чуть-чуть подбодрить организм алкоголем, делать это не нужно. Православные праздники разрешают употреблять кагор на причастии, но перед и после купания в проруби лучше отказаться от приема горячительных напитков.

Аллергикам и людям, склонным к судорогам, также стоит воздержаться от полного погружения, лучше умыть лицо святой водой.

Как подготовиться к купанию

Первое, что нужно сделать, это прислушаться к себе. Что говорит внутренний голос. Если человек морально не готов искупаться, то не нужно заставлять. Потом стоит посетить церковь, а уж потом идти купаться.

Если люди настроены на купание, то к обряду лучше готовиться заранее: пить иммуностимулирующие препараты, начать закаляться хотя бы за 2-3 месяца до праздника, принимать по утрам холодный или контрастный душ.

Перед самим погружением в ледяную воду нужно постепенно раздеваться, дать организму привыкнуть к окружающей температуре, так вода будет теплее. В проруби температура воды составляет +4°С, тогда как температура воздуха может доходить до -30°С.

После погружения нужно растереть себя полотенцем, выпить горячего чая, но не кипятка. Напиток не должен обжигать.

Правила поведения

При купании зимой нужно придерживаться ряда правил. Перед нырянием следует аккуратно идти по тропинке или дорожке, она будет скользкой от воды, стекающей с тел уже искупавшихся. Возле лестницы нужно убедиться, что она хорошо установлена, устойчива и безопасна. Нельзя толкаться возле проруби и баловаться, чтобы случайно не упасть в ледяное окно и не столкнуть присутствующих.

В проруби не надо плавать, даже если покажется, что вода не холодная, а комфортной температуры, это состояние обманчиво. С головой лучше не нырять.

В какой одежде можно купаться

Сейчас люди все чаще купаются в проруби в летних купальниках и плавках. Это не совсем правильно. Христос окунался в воды Иордана обнаженным. Но в городской или сельской местности сделать это невозможно. Для этих целей лучше приобрести отдельную сорочку. Одежда должна быть такой, чтобы ее можно было легко и быстро снять после купания.

В обуви или босиком

Это решает каждый для себя сам. Изначально купались босиком. Городские службы подготавливают место для Крещенской проруби, оборудуют его теплыми шатрами и горячим чаем. На снегу вряд ли будет что-то острое, чем можно повредить ногу. Но лучше, если обувь будет не резиновой. Нужно выбирать обувь так, чтобы она была не скользкой на морозе, иначе трудно будет выйти из Крещенской купели и идти к раздевалке.

Сколько раз нужно окунуться

Верующие люди считают, что нужно окунуться в прорубь 3 раза, быть в воде не более минуты и не плавать, а сразу уходить.

Перед купанием нужно сходить в церковь на исповедь, сначала очистить душу, а уж потом смывать грехи. Сам ритуал купания – это второстепенное дело, его можно не выполнять, а посетить храм нужно для получения благословения.

Нужно окунаться с головой или нет

На голове расположено множество нервных окончаний, если их застудить, то может начаться воспалительный процесс. Иногда случались летальные исходы во время погружение в купель с головой. Поэтому, первый раз стоит воздержаться от полного погружения. А ныряя в воду с головой нужно мысленно произносить: «Во имя отца» – первое погружение; «сына» – второе погружение; «и Святого духа» – третье погружение. Потом быстро выходить из проруби, растирать тело полотенцем, переодеваться и пить горячий чай. Можно поправить здоровье или потерять его.

Можно ли купаться представителям других религий

Бог един, церковь не запрещает купаться в Крещение представителям других религий. Если человек чувствует, что он должен это сделать, слышит внутренний голос, то его сам Бог призывает. И не важно, какой веры придерживается человек, католик он или мусульманин.

В России в канун праздника в водоемах вырубают иордань – это прорубь в виде креста. В Греции епископ освящает море и бросает туда крест, а верующие ныряют.

Купаться можно всем верующим: православным, мусульманам, католикам, представителям других религий. Была бы вера, сила воли и желание, отсутствие страха мороза.

Церковный календарь на купание отводит 2 дня. Святую воду можно набирать всю Крещенскую неделю.

Обсуждение 0

Похожие материалы