Традиции Масленицы: как встретить любимый праздник весны. Масленица: история, традиции и обычаи От чего считается масленица

УДК 39

Масленица. История праздника и его традиции.

Maslenitsa. The history of the holiday and its traditions.

Аннотация: Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей.

Annotation: This thesis is devoted to consideration of features of the Russian national character through the prism of Russian traditional holidays, for example carnival. The history of carnival rooted in pre-Christian Russia. Carnival, as the bright, cheerful, wide and spectacular Russian holiday, is popular among the Russian people. Today, Maslenitsa is a symbol of Russian folk festivals with a millennial history.

Ключевые слова :Масленица, русский национальный праздник, национальный характер, черты русского национального характера

The keywords: Maslenitsa, a Russian national holiday, national character features of Russian national character

Национальный характер — совокупность наибо-лее устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Он выража-ется в эмоциях, чувствах, настроениях и проявляется в национальном темпераменте.

С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, уникальная, притягательная и непонятная. Про Россию Ф.И. Тютчев(1803 — 1873 ) сказал:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Эти строки, безусловно, актуальны и по сей день. Россия — страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны и законы логики. Её характер — это характер её народа, отличается сложностью и противоречивостью.

Многие факторы влияют на формирование национального характера, развивающегося долгое время в истории. Среди этих факторов самыми главными являются культура и история. Традиционные праздники как важный компонент национальной культуры считаются носителями, отражающими и наследующими национальной культуры; процессом накопления и коагуляции национальной истории и культуры в течение продолжительного периода времени; объединённым показанием национального характера и национальной культуры; истинным изображением профиля нации и государства. Поэтому, с помощью русских национальных традиционных праздников пригодится далее и глубоко исследовать и анализировать русский национальный характер.

История Масленицы уходит в дохристианскую Русь. Масленица, как самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, пользуется популярностью в русском народе. В дни праздника Масленицы есть ряд ритуалов: сжигание соломенного чучела Зимы, готовить и есть блины, катание на санях и отголосок языческих обрядов. Сегодня Масленица — это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране не празднуют ничего подобного.

Данная дипломная работа посвящена рассмотрению черт русского национального характера через призму русских традиционных праздников на примере Масленицы. Она состоит из введения, основного текста, заключения и списки литературы.

Введение включает в себя изложение актуальности, цели, задачи, значимости и методов исследования этой дипломной работы. Коротко отмечено основное понятие русского национального характера.

Основной текст состоит из двух глав. В первой главе растолковываются общие сведения о Масленице: её возникновение, традиции празднования, и влияние на современное русское общество.

Во второй главе излагаются основные черты русского национального характера, проявляющиеся в обычаях и традициях русского традиционного праздника Масленицы, подробно анализируются такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность.

В заключении мы пришли к выводу: русский национальный праздник Масленица — эффективный способ для исследования черт русского национального характера. Масленица может чётко отразить главные черты русского национального характера.

Введение

Глава 1 Общие сведения о Масленице

1.1. Происхождение Масленицы.

1.2. Традиции празднования Масленицы

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

2.1. Религиозность

2.2. Воинственность

2.3. Гостеприимство

2.4. Соборность

Заключение

Литература

Введение

Всем известно, что каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткута. На протяжении тысяч лет при развитии общества у каждого народа постепенно сложились своеобразные обычаи, устоявшиеся традиции и самые невероятные и экзотические обряды, которые составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды — неотъемлемая сторона жизни. Каждый народ является сложным миром. Члены народа имеют одинаковый язык, общую окружающую среду политики и экомоники, общие источники истории, общую территорию и накопление культуры. Таким образом, у них есть многие общие черты, которые называются чертами национального характера.

Про национальный характер, в разных областях исследований есть разные термины, как основные типы личности, национальные черты, общественный характер, этнические особенности, национальный менталитет, национальная индивидуальность, в сущности все они указывают на национальный характер. Национальный характер — уникальный национальный колорит эмоций и чувств, образа мыслей и действий, устойчивые и национальные черты привычек и традиций, формирующихся под влиянием условий жизни, особенностей исторического развития данной нации и проявляющихся в специфике её национальной культуры. Он меняется по мере изменений веры, природной среды, общественного режима и др. В этническом сознании каждого народа в стереотипной форме присутствуют представления о типичных представлениях той или иной нации: англичане — консервативны, немцы — аккуратны и трудолюбивы, испанцы — горды и т.д. О русском национальном своеобразии как самими русскими написано очень много и очень по-разному.

Россия, страна обширная, имеет самую большую по площади территории в мире, особое географическое положение, даже и суровый климат. Поэтому русские имеют загадочную душу, стойкость, склонность к крайности, умение выживать при любых обстоятельствах, великодушие, уверенность в себе, мужество, честность, доброта, свободолюбие, трудолюбие, гуманность, сердечность, сострадание, самоотверженность, стремление к справедливости и т.д.

Писатель А.Н. Толстой так написал: «Русский характер лёгкий, открытый, добродушный, жалостливый… когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда — русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, не щадя себя, он не щадит и врага… В мелочах русский человек может быть несправедлив к себе и другим, отделаться шуточкой… Но справедливость в больших идеях и больших делах живёт. В нём неискоренимо. Во имя справедливости, во имя общего, во имя Родины, он, не подумав о себе, кинется в огонь.»

Неоценимый вклад в изучение русского национального характера внесла книга русского философа Н.О. Лосского (1870 — 1965) «Характер русского народа». В своей книге Лосский дает следующий перечень основных черт, как религиозность, общительность, чувство и воля, свободолюбие, присущих русскому национальному характеру.

Важное значение Н.А. Бердяев придавал коллективно-родовому началу в развитии русского национального характера и в судьбе России. По мысли Бердяева, «коллективизм духовный», «духовная соборность» — это «высокий тип братства людей». За таким коллективизмом будущее. Но есть и другой коллективизм. Это «безответственный коллективизм», который диктует человеку необходимость «быть как все». Русский человек, считал Бердяев, утопает в таком коллективизме, он чувствует себя погруженным в коллективе. Отсюда недостаток личного достоинства и нетерпимость к тем, кто не такой, как остальные, кто благодаря своему труду и способностям имеет право на большее.

В руссrом народе есть такая пословица: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях ». Эта пословица образно отражает воинственность русских людей. Русский народ отличает от других народов воинственностью. Причина в том, что чувство чести играет важную роль. Чувство чести — нерушимый фундамент, заложенный в русских. Его невозможно разрушить.

Праздники — наиболее надёжные источники сведений о национальном характере, поскольку за ними не стоит индивидуальный, их создатель - народ, это коллективное творчество. Из многих русских национальных праздников Масленица - самый яркий, весёлый, широкий и зрелищный русский праздник, она отличаются уникальными традициями и обрядами, предоставляет богатый материал для всестороннего исследования черт характера нации. В длительном процессе развитии русской культуры и истории Масленица честно фиксирует в своей семантике своеобразные русские культурные установки и стереотипы, прямо или косвенно отражает воззрения русского народа, идеологию своей эпохи, особенности русского национального характера. Поэтому мы выбрали праздник Масленицу как свой предмет исследования, сквозь призму этого праздника анализируем черты русского национального характера, в чём и заключается наша цель изучения.

На основе поставленной цели выделяются следующие задачи:

1) Представить основные сведения Масленицы;

2) Выяснить происхождение и важные традиции празднования Масленицы;

3) Указать на то, как Масленица влияет на современное русское общество;

4) Проанализировать черты русского национального характера с помощью традиций и обычаев Масленицы.

Для решения поставленных задач используются следующие методы: метод сплошной выборки; метод контекстного наблюдения; метод контекстуального анализа; метод сопоставления и обобщения.

Значимость исследования состоит в выявлении одной из важнейших русских праздников — Масленицы, в более глубоком и всестороннем познании черт русского национального характера. Всё это имеет большое значение для учащихся русскому языку или людей, которые имеют дело с русскими.

Глава 1 Общие сведения о Маслениц е

1.1. Происхождение Маслениц ы

Масленица — русский народный праздник, корнями уходящий в древнее время, зародилась в те времена, когда славяне еще не знали христианства, были язычниками, тогда начало Нового года отмечали не зимой, а с приходом весны, первого марта. Считается, что это был славянский праздник проводов зимы, и одновременно были проводы старого года и встреча нового. С введением христианства в Россию церковь пыталась запретить шумные языческие славянские ритуальные действия, искоренить веселые народные гуляния, однако из этого ничего не вышло. Таким образом, в Масленице переплелись аграрные и семейные обрядовые действия, отголоски языческих и христианских представлений о человеческом существе и устройстве окружающего мира.

Масленица называется различно, все эти названия имеют одинаковые мысли. По причине воздержания от мяса произошло название мясопуста; от употребления сыра — сырной недели; от повсеместного употребления масла — Масленицы, которая продолжается целую неделю перед Великим постом. В святцах и церковных книгах употребляется название сырной недели. В это время русские не едят ничего мясного, но могут есть рыбу, молока, яйца и сыр. Поэтому известное название этой недели по всей России — Масленица.

Русские празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста Церковь предписывает верующим воздерживаться от скоромных продуктов(мяса, масла, и т.д.), увеселений и развлечений — вот народ и стремится повеселиться «впрок». Древняя пословица гласит: «Как новый год встретишь, так его и проведешь» . Поэтому Масленицу отмечали с большим размахом: пели песни, водили хороводы, зазывали Весну, сжигали чучело зимы. В каждый ритуал вкладывался особый смысл. В этом празднике хорошо прослеживаются культ предков, аграрный, а также семейный культ. Считается, что культ предков прослеживается в традиции выпекания обрядовых блинов (часть поминальной пищи), а также в традиции прощеного воскресенья. Семейно-родовой характер праздника можно связать и с названием дней Масленицы. Аграрный культ прослеживается во многих праздниках, в том числе и в обрядах Масленицы.

Блины — это главный символ Масленицы. Они символизируют свет, победу над злой и приход весны. Такая символика блина вполне понятна, ведь он такой же горячий, золотистый и круглый, как и солнце. Ещё считается, что чем больше блинов на Масленицу съешь, тем богаче и счастливее проживёшь год.

1.2. Традиции празднования Масленицы

В период празднования Масленицы православные традиции играет большую роль в истории. Последняя подготовительная к Великому посту неделя называется Сырной седмицей. Эта седмица — это время в церковном календаре связано с размышлениями о грядущем конце зла и победе добра после Страшного Суда — в течение этой недели христиане должны прочувствовать «радость ожидаемого пришествия Царства Божия».

По традиции, в Масленую неделю предполагаются праздничные застолья с родными и друзьями, хождение друг к другу в гости — всё это сближает, даёт повод просить обиды и недовольства, которые накопились за год, ведь в конце этой седмицы, в день накануне Великого поста — прощёное воскресенье.

Церковь предостерегает паству от всякой неумеренности. Пьянства, легкомысленных поступков и опасных игр в это время — за весельем не стоит забывать о высоком подготовительном назначении этой светлой, радостной недели. «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими », звучит в песнопениях Сырной седмицы — так вспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовёт грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придётся отвечать. На Сырной седмице уже не совершается Таинство Венчания, в среду и пятницу не служится Литургия, а на Часах произносится молитва.

Народные традиции Масленицы тоже занимают важное место. На Масленицу в течение всей недели веселье, традиции и забавы всегда имеют установленную последовательность, что выражается в названии масленичных дней. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыш. В среду масленой недели, тёщи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся, отсюда и пошло выражение «к тёще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тёщу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощёным днём», в этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Вся неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня-Масленица, госпожа Масленица».

Понедельник зовётся «встреча». В этот день достраивали ледяные горки, качели и балаганы, наряжали чучело Масленицы в старую женскую одежду. Насаживали его на большой шест и с весёлыми величальными песнями возили на санях. Затем чучело устанавливали на ледяной горке, с которой устраивали катание на санях. В понедельник начинали печь блины, и первый блин обычно получали нищие на помин усопших.

Вторник называется «заигрыши». С утра молодые люди катались с гор и ели блины, а также приглашали в гости родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечены - просим жаловать» . В деревянных балаганах давали театральные представления с участием Петрушки и масленичного деда. Скоморохи пели частушки. Было принято возводить ледяные крепости, устраивать шуточные бои. В конце XVIII века в Петербурге устраивали гулянья на Исаакиевской площади, где устанавливали балаганы и карусели, строили ледяные горки. В Москве катались на санях по Москве-реке и реке Неглинке. Проводили маскарады на московских улицах.

В среду, в «лакомки», в каждой семье накрывали столы, предлагая гостям блины, кушанья из рыбы, яиц, творога, молока. В некоторых областях России особое внимание в этот день уделяли тёщи своим зятьям — «тещины блины». В городах и посёлках устанавливали торговые палатки, где предлагали горячие сбитни, русские пряники, орехи, кипящий чай из самовара.

В четверг приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие своё начало из Древней Руси. Были в них и свои строгие правила. Нельзя было, к примеру, бить лежачего «лежачего не бьют», вдвоём нападать на одного «двое дерутся — третий не лезь», бить ниже пояса или «один на один». К тому же, все с удовольствием катались на ледяных горках, качелях и лошадях, устраивали пиры, карнавалы, начинали колядовать. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, петь частушки. Напрасно четверг тоже зовётся “широкий разгул”.

Пятница славилась «тещиными вечерами». Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А уж, сколько внимания и почестей оказывалось на масленице молодоженам! Традиция требует, чтобы они нарядные выезжали «на люди» в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, чтобы торжественно под песни скатывались с ледяной горы. Однако, самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). В некоторых местах «тещины блины» происходили на лакомки, т. е. в среду на масленичной неделе, но могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» приглашали на блины. Являлся обычно и бывший дружка, который играл ту же роль, что и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок. Званая теща (существовал и такой обычай) обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и др., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных и дарили им подарки. Всё очевидно, на этой «Масленице жирной» каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышлённые и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече порой «даже с незнакомым человеком» полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешел перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю», - отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться. Гулянье заканчивалось, на ледяных горках разводили костры, чтобы растопить лёд и прогнать холод. В этот день окончательного прощания с зимой сжигали чучело Масленицы, а пепел развеивали по полям, чтобы был хороший урожай.

1.3. Влияние Масленицы на современное русское общество

Всем известно, праздник создаёт ощущение общности, которой способствует разный церемониал, обряды праздника, в которых слова, музыка, движение, свет, цвет, художественно воплощают идею, все это создает особую атмосферу. Его участники испытывают ощущение «очищение души», поэтому особенность праздничной культуры проявляется не только в прагматической стороне, но и в духовной стороне.

Язычество как первая религия славян подарило русским Масленицу, великолепные свадебные обряды и святочные гадания. Свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» — период от Рождества до Масленицы.

Современные свадебные обычаи несколько трансформировались с течением времени, но разорительно не изменились. Многие русские свадьбы играют в такой период — от Рождества до Масленицы.

Своеобразный символ Масленицы — золотистый, круглый и горячий блин, который символизирует счастье, веселье, надежду, свет и веру в будущее. Он является традиционным блюдом Масленой недели. Сейчас больше и больше русских потчует своих близких и гостей вкусными блинами.

Влияние Масленицы отражается в произведениях искусства различного вида, как в литературе, музыке, рисовании, фильмах и т.д. Например, известный русский фильм «Сибирский цирюльник» пользуется популярностью по всему России, в нем с помощью представлением традиций и обычаев Масленицы режиссёр Никита Михалков воссоздал полную Масленицу.

Современные русские любят Масленицу за тот настрой, который он даёт и не задумываются о том, что же такое даёт этот праздник, почему он сохранился до нынешних времён. Дело в том, Масленица соединяет в себе не только традицию проводов зимы и встречу весны, а также служит фактором укрепления семьи и примирения всех родственников.

Масленица способствует современному русскому обществу к стабильности, процветанию и энергичности.

Глава 2 Черты русского национального характера сквозь призму Масленицы

Русский национальный характер, его необычность и непонятность, давно возбуждает у учённых живейший интерес и стремление понять, объяснить те или иные характерные его черты, найти корни трагических обстоятельств, сопутствующих истории России. Однако представляется, что русский народ до сих пор сам не может понять себя, объяснить или хотя бы оправдать свое поведение в той или иной ситуации.

Сегодня русский народ переживает переломный момент в своей истории. Одна из невосполнимых потерь, постигших Россию в XX веке, связана с упадком национального самосознания и утратой вековых духовных ценностей. Пробуждение России, конечно, должно начаться с духовного возрождения ее народа, т.е. с попытки русского народа разобраться в себе, воскресить наилучшие свои качества и искоренить недостатки.

В процессе исследовании черт русского национального характера мы замечаем, что в истории России такие черты, как религиозность, воинственность, гостеприимство, соборность всегда занимает абсолютно важное место. В дальнейшем совершенно представляем эти четыре главных черты русского национального характера через призму праздника Масленицы.

2.1. Религиозность

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Она тоже является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относит себя к одному из вероисповеданий.

Религиозная система представления мира опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некой сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает, и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т.п.

Н.А. Бердяев отмечает, что русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Славянское язычество является самостоятельно развившимся в первое тысячелетие русской эры фрагментом древней индоевропейской религии, представленной в древнеиндийских и древнеримских текстах. Главные черты славянского язычества как мировоззрения — одухотворение природы, культ предков и сверхъестественных сил, убеждение в их постоянном присутствии и участии в жизни людей, развитая низшая мифология, вера в возможность воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм. При Владимире Святославиче в 988 году на Древней Руси христианство стало государственной религией. Принятие христианства как государственной религии неизбежно влекло ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом. Но духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей элементы как славянской мифологии, так и народного христианства. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Советский фольклорист В.Я. Пропп, развивая идеи В. Ваннхардта и Дж. Фрэзера, считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.Я. Пропп, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно. Пепел от чучела, или масло растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт сожжение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник»(прощённый день), смотры молодожёнов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холосты, связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. У шедших предков, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т.д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы.

По мнению современного российского фольклориста А.Б. Мороза, утверждает, что Масленица — это собственный языческий праздник. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь. В частности, пост в традиционной культуре понимается, прежде всего, как пищевые ограничения, соответственно перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается языческая суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд, по всей видимости, имеет игровые корни.

Все свидетельства доказывают, что некоторые обряды относятся к языческим, так и многие исходят из православных. Это явление называется двоеверием. Понятие двоеверия, часто используемое применительно к традиционной культуре славян. Для самих носителей традиции система верований была единой и органично сочетала в себе поклонение христианскому Богу и — силам природы и могущественным предкам.

Двоеверие отражает черты русских в обрядах праздников. Масленица не только имеет языческие обряды, но и имеет православные обряды. Таким образом, мы можем видеть, что русские писатели и философы, анализируя черты русского характера, вытекающие из основы русской культуры — Православия и Язычества, отмечают их двойственность и противоречивость: с одной стороны, высота, духовность, тяга к справедливости, а с другой — лень, бездеятельность, безответственность.

Следует отметить, что именно Православие органично легло на те свойства характера, которые «прирожденно, отродно» присущи восточным славянам: «открытость, прямодушие, естественная непринуждённость, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости)», несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, лёгкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими» — Г. Фёдотов); отзывчивость, способность всё понять; широта характера, размах решений («чем с плачем жить, так с песнями умереть »).

По мнению Н. Лосского, все социальные (и высшие и низшие) слои России усвоили христианство настолько, что идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь». С.Л. Франк пишет, что русский дух насквозь проникнут религиозность.

С другой стороны, по мнению историка и философа Л.П. Карсавина существенным моментом русского духа является религиозность, у русского православия есть серьёзный недостаток — его пассивность, бездейственность. Солженицын сам отмечает, что уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее. Если же русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему. Равномерной методичности, настойчивость, внутренней дисциплины — болезненнее всего не хватает русскому характеру, это может быть, главный порок русского народа.

В ряду недостатков русского характера, являющихся обратной стороной его достоинств А. Солженицын перечислил: всеизвестное русское долготерпение, поддержанное телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание, заменяемое тягой к живой справедливости; вековое отчуждение русского народа от политики и от общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: русский человек сторонился власти и презирал её как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов; в противоречие тому — жажда сильных и праведных действий правителя, жажда чуда; отсюда — губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации.

2.2. Воинственность

Кулачные бои устраивались зимой в период святок на Масленицу и иногда в Семик. При этом предпочтение отдавалось Масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников.

Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, монастырские крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов.

Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость. Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приёмам для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею чёрную саблей или ножом, да вынь из неё язык, да вверти в тафту зелену и в чёрную, да положи в сапого в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори ».

Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шашки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приёмы. Бойцы держали фронт, шли клином — «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т.п. Бой кончался прорывом «стенки», противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шёл с соблюдением определённых правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу.

Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы».

Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» — командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даёшь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце.

Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто ещё не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей весёлой попойкой участвовавших в нём парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулачных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины.

Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках. Передавались из уст в уста, нашли своё отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями

Только копья-ты в кольцах попригнулисе.

Да съехались богатыри палками

Только палки по щербням отвернулисе.

Соскочили они со добрых коней,

Да схватились оны на рукопашный бой.

Русский народ — изначально и исторически воинственный! Отсюда берёт начало бунтарский дух, мстительность, жажда борьбы до победы! Самые знаменитые разбойники и лучшие воины принадлежали русскому народу. Да и сейчас слова «русская мафия» или «русская армия», вызывают неприятные ощущения в пятой точке у всех русских врагов.

Воинской доблестью пропитана вся история русского народа. Вне зависимости от профессии все мужчины и многие женщины, владели воинским искусством. И все главные русские боги были воинами, помимо своих прямых обязанностей. Что уж говорить о танцах, песнях, играх и сказах. К примеру, при слове хоровод человек представляет девушек и юношей, которые в лаптях танцуют вокруг берёзы под заунывные песни. Но на самом деле, хороводы были и воинские. Чисто мужские, когда руки на плечах, а рёв из мощных глоток достаёт до небес.

Слава о воинской доблести русских предков гремела не только по всей Европе. Многие древние историки донесли сведения о славе и силе русского народа. Все русские огромные территории захвачены и удержаны в войнах. И русские предки все были войнами, это видно из традиций, обычаев и истории.

Дело в том, на характере русского народа сильно отразилась суровость климата и расположение земли. Суровые зимы, длящиеся до полугода, сформировали в русском народе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Благодаря длинным зимам русские стали терпеливыми и меланхоличными. Обрели способность к резкой мобилизации сил, из-за необходимости в авральном труде в летние месяцы. Климат и невзгоды сделали русского человека расчётливым и прагматичным, но при этом способным действовать «очертя голову», ведь даже здравый расчёт не всегда был способен оградить от прихотей природы. Так же в условиях сурового климата русским была просто необходима общность и чувство локтя. Огромные пространства дали русскому народу широту души, вольность и стремление к свободе.

Сама необходимость защищать свои обширные и лакомые для других территории способствовала воинскому духу.

2.3. Гостеприимство

Гостеприимство — универсальная традиция повседневно-бытовой культуры, предписывающая обязательность радушия и заботы о госте. Оно всегда было характерной чертой русского характера. По мнению А. Падчина, «Гость для древних славян был священ, оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян-воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали».

В сознании русских слово «гость» всегда вызывает чувство «счастье» и «радость»: Гость на гость хозяину радость. Гость на порог - счастье в дом . Когда гости пришли, русские с радостью сразу. Для доброго гостя и ворота настёжь . И для гостя в доме готово всё: и внимание хозяев, и забота, и лучшее место, и лучшее угощение от души. Высказывание одного иностранного туриста о России: «Гости приезжают в Россию с одним чемоданом, а уезжают с двумя и с множеством пластиковых пакетов с кабачками, салатом, вареньем, книгами и сувенирами». Они это называют «русским гостеприимством».

В слове гостеприимство на первом плане — готовность человека впустить чужого в свой дом или даже предоставить ему кров. Для гостеприимного человека его дом — не крепость, а место, куда он рад пригласить гостей. И гость для него — радость в любой ситуации: «Хоть и не богат, а гостям рад».

Третий день Масленицы —«лакомка ». В русском народе были такие песенки, которые посвящены третьему дню Масленицы.

Тетушка Варвара,

меня матушка послала:

Дай сковороды да сковородничка,

мучки да подмазочки.

Вода в печи, хочет блины печи.

Где блины, тут и мы.

В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.Народ говаривал: «Блин не клин, брюха не распорет». На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

Россияне отличаются тем, что любят не только принимать гостей, но и ходить в гости. Поэтому, пятый день Масленицы — тещины вечерки гостевой день. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки ».

На тещины вечерки зятья угощают своих тёщ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднёю к обеду, или запросто на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тещу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше бывало зватых, тем теще более оказывалось почестей.

Девушки в полдень выносили блины в миске на голове. Они шли к катливой горке. Тот парень, которому девушка была люба, торо-пился отведать блинка, спознать: добрая ли хозяйка из нее выйдет? Ведь она у печи этим утром выстояла, блины творила.

Масленица не обходится без вкусных блюд на русском столе. Да и в гости надо звать.

Шестой день Масленицы золовкины посиделки. Масленица уже постарела. Напоследок отмечались ее проводы. На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка созывала старых своих подруг-девиц, если они были выданы замуж, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка обязана была одарить своих золовок подарками. Масленица была, как бы предлогом сойтись, посудачить о том, о другом.

В этом чётко и наглядно проявляется русское гостеприимство.

2.4. Соборность

Соборность — понятие с ярким русским вкусом, введённое русским философом А.С. Хомяков, развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа каноничности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как личное «счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

В конце XIX до начала XX веков понятие соборность было воспринято и развито русской религиозной философией. А сегодня оно охватыва-ло все сферы жизни народного организма, став одним из компонентов определения понятия народности, которая «есть соборность рода, языка и быта страны (отечества, родины), связанная верою, просвещением и предопреде-ленною Господом Богом целесообразностью».

Два обычая Масленицы, включая кулачные бои и взятие снежного городка, полностью выражают соборность русских. К таким опасным развлечениям относятся знаменитые все они на Масленицу.

Кулачным боям известно две их разновидности. В первом случае, дрались два соперника, а во втором - шли стенка на стенку, не разбирая в пылу боя, кто свой, а кто чужой. Такая массовая бойня позволяла сбросить напряжение и выпустить пар. Мужчины, разгоряченные спиртными напитками и калорийной пищей, колотили друг друга до смерти.

Взятие снежного городка — излюбленная потеха сибиряков. Это, так сказать, «визитная карточка» сибирской Масленицы. Хотя в 19 веке ее знали также в Тульской, Пензенской, Симбирской губерниях, причем в двух вариантах — дет-ском и взрослом, она нигде не достигала тех масштабов и того размаха, какой был присущ «взятию снежного городка» в Сибири. Но в южных районах России, где снега и льда не было, существовал свой вари-ант масленичной игры «взятие города». Под «городом» здесь понималась ком-пания девушек, оборонявшихся от парней и молодых мужиков.

Как правильно, не только кулачные бои, но и взятие снежного городка идут между двумя деревнями или селами. Причина в том, что именно суровые климатические условия и требование защищать от врагов вызывали необходимость жить и работать сообща. Поэтому, столетиями русские крестьяне, составлявшие подавляющее большинство населения России до начала XX века, жили общинами, которые тогда были основой молекулой социальной жизни. Община есть хранительница главных моделей и ценностей этой жизни и основной механизм, прививающий эти модели и ценности своим членам.

Вообще, «в России, как подчёркивает президент В. Путин, действие коллектива всегда важнее отдельного, это факт».

Заключение

Национальный характер — это абстрактное обобщение всех свойств народа, имеющего общей традициями и культурой, он является одной из наиболее сложных, но и основных проблем при изучении взаимовлияния культур. В настоящее время, когда человечество вступает в эпоху «глобальной деревни», мировая цивилизация взаимно сольётся воедино. Национальный характер, как окно к истории и жизни данного народа, занимает очень важное место при межкультурной коммуникации.

Черты характера какого-то народа отражаются на своих национальных праздниках, празднуемых данным народом. Потому что в обществе праздники представляют собой самую жизнедеятельную и образную часть. Масленица, как самый популярный, широкий и весёлый национальный праздник России, может отражать черты русского национального характера через свои уникальные обычаи, обряды и традиции.

В данной дипломной работе на базе обычаев, обрядов, традиций Масленицы, анализируются главные черты русского национального характера: религиозность, воинственность, гостеприимство и соборность. В том числе, двоеверие как часть религиозности, ярко отражает взаимовлияние и соединение между язычеством и православием. Надо отметить, для широкого и загадочного русского народа, конечно, это не всё. Основные и важные черты русского национального характера совершенно отражаются сквозь праздник Масленицу. Ещё другие важные русские национальные праздники могут раскрыть другие черты русского национального характера. Лишь хотим, чтобы наш скромный почин нашёл более достойных продолжателей.

Все нации являются равноценными носителями общечеловеческих ценностей. В каждой народной душе есть свои могучие и свои слабые стороны, свои достоинства и свои недостатки. Поэтому необходимо взаимно понять разницу по народной душе, полюбить качества народных душ друг друга и быть снисходительным к их недостатки. Таким образом, между разными народами в мире будет возможно осуществления истинно мирного сосуществования.

Масленица - разудалый праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и роднёй, огромное количество съеденных блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны, вот что такое Масленица!

Масленица появилась во времена язычества, то есть до возникновения христианства. Изначально Масленица отмечалась две недели, до и после дня весеннего равноденствия, который для многих народов был началом Нового года. Поэтому Масленица была и проводами зимы, и встречей весны (что сохранилось до наших дней), а также новогодними праздниками.

После принятия христианства языческий праздник не был отменён, просто празднования сократились вдвое и составляют одну неделю, которую часто называют Сырной (или мясопустной) седмицей и дата начала Масленицы стала «плавающей», напрямую зависящей от даты Пасхи.

Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу, но, чтобы переход к постному столу был не такой резкий, разрешалось вволю лакомиться блинами со всевозможными начинками.

Обычно Масленица отмечается в конце февраля - начале марта, но, как и Пасха, может быть ранняя (например, в 2018 и 2029 годах начало Масленицы наступит 12 февраля).

Для православных Масленица - время для подготовки к Великому Посту, примирения и прощения. В Сырную неделю отменяются посты по средам и пятницам, но мясо есть уже не полагается.

Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших - ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и традиционно поминальное блюдо.

Плодородие - наиважнейший фактор для всех слоёв население, поэтому и чучело Масленицы (олицетворение плодородия) делали в виде дородной женщины, с пышными формами и ярким румянцем на щеках, в многослойной одежде. Традиция сжигания чучела тоже «работала» на будущий урожай - пепел от Масленицы разбрасывали по полям, ещё покрытым снегом, для повышения плодородности.

По языческим обрядам изготавливали и сжигали в последний день Масленицы чучело зимы, тем самым давая понять, что с ней прощаются. Но в начале февраля это не совсем уместно, поэтому постепенно чучело стали называть Маслёной или Масленицей.

Масленицу празднуют не только в России, но и практически во всех европейских странах. У восточных и западных славян, как православных, так и католиков, празднуется Мясопуст - аналог масленичной недели, во время праздника устраиваются гулянья и весёлые совместные развлечения молодёжи, особенно среди неженатых юношей и незамужних девушек. Цель праздника - познакомить молодых людей и завязать новые отношения, которые должны закончиться свадьбой, чтобы родились дети - плодовитость женщин в народном понимании напрямую связана с плодородием земли.

Всем известный Карнавал у западных католиков также отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом, чтобы вдоволь навеселиться перед периодом воздержания.

У каждого народа имеется своё название Масленицы, например, в Латвии отмечают Метени , а в Литве - Узговенье , греки веселятся во время Апокриес , а армяне - Бун Барекендан .

Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник праздновали, но и дела делали - по хозяйству, убирались и готовились к 40-дневному Посту. Широкая Масленица праздновалась действительно широко и от души - с четверга до воскресенья были забыты все, даже неотложные хозяйственные дела, праздничные дни полностью заполнялись гуляньями и забавами, каждому дню присвоено название и свои собственные обычаи.

Понедельник - Встреча, заканчивались основные приготовления к празднованию, утром невестку снаряжали в родительский дом, куда вечером отправлялись свёкры, чтобы за блинным угощением обсудить планы на Масленицу. Интересный факт - поговорка «Первый блин - комом» имеет не такое значение, как мы привыкли. Дело в том, что на Руси комами называли медведей, которые играли важную роль в праздновании Масленицы - есть обычаи, связанные с побудкой медведя от зимнего сна. Так вот первый блин отдавался комАм, то есть - медведям, для их спокойствия и сытого пробуждения. На самом деле, чаще всего первые испечённые в понедельник блины отдавались нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник имеет название , характеризуется не только гуляньями и катанием с горок, но и смотринами невест, на которых приглашали друг друга на блины.

Среда - Лакомки , зятья приходили на блины к тёщам, где собирались гости после того, как заканчивали работы по хозяйству.

Четверг - первый день Широкой Масленицы - Широкий разгул . Кулачные бои, катания на санях, запряженных тройками ярко наряженных лошадей, розыгрыши, катания с горок и на качелях, горы блинов с самыми разнообразными начинками, медовуха лилась рекой, скоморохи, шуты и карнавальные шествия - именно так гуляли на Масленицу.

Пятница назвалась . Зятья приглашали тёщу и её родственников и угощали блинами с икрой и рыбой, а также сладкими начинками.

Суббота - это Золовкины посиделки . Сёстры мужа собирались в доме у невесток, лакомились блинами и занимались самыми женскими делами - перемывали косточки мужьям и их мамам. Молодые жёны делали своим золовкам подарки, чтобы дальше жить в мире и согласии.

Воскресенье известно как Прощёное , когда в обязательном порядке необходимо было пойти в церковь, где батюшки просили прощения у своих прихожан, а те, в свою очередь - друг у друга. Прекрасный и светлый обычай до сих пор позволяет многим попросить прощения, в котором нельзя отказывать. Ведь не даром ответом на «Прости» всегда звучит - «Бог простит и я прощаю». В последний день Масленицы сжигалось чучело Маслёны, люди посещали кладбища и отправлялись в баню - смывать грехи и готовиться к Посту.

Рецепты блинов на Масленицу

На масленицу каждая хозяйка знает, какие блины она будет подавать - те, которые лучше всего ей удаются! А если захочется немного свернуть с проторённой дороги традиций, предлагаем несколько неизбитых и полезных вариантов, например, гречневые блины.

Ингредиенты:

  • - 1/2 л.
  • - 100 гр.
  • - 150 гр.
  • - 70 гр.
  • - 2 шт.
  • - 1 ст. л.
  • - 1 ч. л.

Просеять оба вида муки в миску, добавить соль и сахар, яйца и тщательно перемешать. Небольшими порциями ввести молоко, не переставая мешать тесто. В конце добавить сливочное масло, предварительно растопленное и остуженное до комнатной температуры. Тщательно перемешать тесто, накрыть полотенцем и дать отдохнуть 30 минут. Выпекать блины на сильно разогретой сухой сковородке с толстым дном. Подавать со сметаной и любыми сладкими начинками - , вареньем или сгущёнкой.

Ингредиенты:

  • (10 тонких блинчиков) - 300 гр.
  • - 700 гр.
  • - 1 шт.
  • - 2 ст. л.
  • - 40 гр.
  • (по вкусу) - 2 гр.

Рецепт тонких блинчиков можно подобрать в нашем , испечь тонкие блинчики, лук очистить и мелко нарезать, спассеровать на растительном масле, добавить шампиньоны, готовить 10-15 минут, посолить. На центр каждого блинчика выложить пару ложек начинки, сформировать мешочек, соединив края блина и завязать тонкой полосочкой Чечила.

Блинный торт Шоколадный

Ингредиенты для блинов:

  • - 600 мл.
  • - 100 гр.

История празднования Масленицы уходит корнями в глубокую древность.

Этот праздник отмечали в древней Руси в честь бога Солнца Ярилы.

С течением времени поменялась смысловая нагрузка этого праздника и его символическое значение.

Однако он по-прежнему остается самым любимым весенним праздником в нашей жизни.

Масленица древнерусская

На Руси праздник Масленицы проводился в марте, в день весеннего равноденствия. Он посвящался возрождению природы и всего живого. В те далекие времена, когда славяне почитали богов Огня, Плодородия, Воды и т.д. – этот день отмечался с особым почитанием.

В честь Ярилы создавали большие костры, водили хороводы и пекли блины, олицетворяющие солнце. Язычники верили в то, что возрождение природы – это не только переход от зимнего времени к летнему, но и обновление семейных отношений.

Очень ясно просматривается в этих празднованиях, глубокое почитание пращуров (умерших в разное время родственников). Славяне свято верили, что предки их Рода не уходят бесследно, а продолжают жить среди них, в другом, своем мире, наблюдают за всем, что происходит в их семьях, берегут и охраняют всех своих потомков.

Поэтому было принято класть на слуховое окошко первый блин для пращуров, чтобы они не обижались и знали, что о них помнят.

Было и чучело, которое символизировало тьму (что у язычников было почти равнозначно смерти), которое сжигали, чтобы не заслоняло свет.

В костре люди сжигали одежды больных людей, наговаривали на тряпицы или палки все свои невзгоды и беды и бросали их в костер, чтобы избавиться от напастей навсегда.

Молодые женщины, по каким-либо причинам не имеющие детей, обращались в этот день к Яриле, чтобы помог им забеременеть.

Есть один интересный факт, что на Масленицу, бесплодной женщине позволялось уходить из дома на ночь и проводить ночь с тем, кого она выберет. Изменой такое деяние не считалось, так как важным было только продолжение рода. А в этот день сам Ярила всем помогал.

Масленица при христианстве

С приходом христианства, Масленицу стали праздновать перед Великим постом. Праздник уже не стал проводиться в одно и то же время, так как сытная неделя всегда выпадала на разные числа и месяцы весны.

Здесь церковь дала разрешение веселиться и гулять целую неделю. Начиная с понедельника масленой недели, люди начинали строить у своих домов горки, и приглашать гостей.

Богатые люди пекли блины в четверг, а бедные заводили опару на блины в пятницу. Каждый день недели носил, да и сейчас еще носит свое название.

В Петровские времена Масленицу стали отмечать с более широким размахом. Устраивались катания знати на горках, наряженных тройках, на городских площадях организовывались ярмарки с качелями, балаганами, скоморохами.

Финалом праздника были кулачные бои, в которых принимали участие все мужчины, независимо от возраста. Начинался бой «один на один», а затем продолжался «стенка на стенку». Это тоже отголоски языческих времен, когда род выбирал сильного вождя – настоятеля рода.

Во времена Советской власти, праздник Масленицы проводился как Поводы зимы. Значение этого праздника было в том, чтобы подвести итоги подготовки к весенне-полевым работам.

Как правило, на советских масленичных гуляниях проводились чествования передовиков сельского хозяйства:

Механизаторов;
Комбайнеров;
Доярок;
Скотников;
Руководителей передовых совхозов и колхозов.

Идеология того времени накладывала отпечаток на все праздничные мероприятия, так что не обошли они и Масленицу.

Здесь основной идеей праздника была демонстрация мощи, силы и талантов советских людей на основе фольклорного материала.

В наши дни Масленица вернулась к тому, что ее стали проводить вновь перед Великим постом. В некоторых местах возрождаются традиции ежедневного празднования масленой недели:

Встреча;
Заигрыши;
Тещины блины и т.д.

Сейчас празднование Масленицы – это праздник, который включает в себя почти все исторические изменения в структуре проведения.

Можно увидеть в одном празднике и языческое поклонение богам, и обильное объедание перед постом, и зиму так же с благодарностью провожают да задабривают и весну закликают.

Все эти действия присутствуют, но как бы в миниатюре – очень урезанном варианте.

Есть в этом празднике и то, что не поддается ни времени, ни влиянию исторических перемен: душевная доброта и широта, и радостное ожидание обновления жизни.

by Записки Дикой Хозяйки

Веселый праздник с массовыми гуляньями, играми и забавами. День обжорства и винопития, после которого все просят прощения друг у друга. Церковный праздник, подготовка к великому посту. Языческий праздник, поклонение богу Солнца - Яриле. Проводы зимы (в середине февраля?), сжигание соломенной Маслёны на костре... Такие разноплановые ответы я получила, пытаясь выяснить, что означает для современных людей Масленица. Общее было только одно: все пекут блины!

Так что же это за такой загадочный праздник, который нам знаком с детства, но так по-разному интерпретируемый окружающими? Чтобы найти корни, традиции празднования Масленицы, обратимся к истории его возникновения.

Откуда повелась Масленица?

Итак, Масленица – один из древнеславянских народных праздников. Ещё он назывался Комоедица. "Комы" - это хлебцы из овсяной, гороховой и ячменной муки, в которые добавлялись сушёные ягоды и орехи. Их съедали в последний день Масленицы. Длилась она две недели – за неделю до весеннего равноденствия (22 марта) и неделю после. Всё это время пекли блины – символы солнца. Подавали их горячими и щедро сдабривали маслом, которое таяло на блинах, как тает снег на солнце.

Ещё "комами" называли медведей, которые издавна были символом Руси. Первый блин – символ весны - несли Медведю, чтобы он пробудился от зимней спячки, и быстрее пришла весна. Даже есть пословица:

Первый блин - комам, блин второй – знакомым, третий блин – родне, а четвёртый – мне.

Так что, первый блин - комАм, а не комом, как мы привыкли говорить. Комом – это у тех, кто печь не умеет!

С принятием христианства на Руси Масленица был приурочена к последней неделе перед Великим постом, поэтому дата празднования каждый год стала меняться в зависимости от Пасхи.

Церковное название Масленицы – Сырная (или мясопустная) седмица. В этот период разрешается употреблять молочные продукты, яйца и рыбу, а от мяса следует воздержаться. То есть, это своего рода подготовка к посту. Смысл праздника - в добром общении с ближними - друзьями, родственниками. Заканчивается Масленица Прощёным Воскресением.

При Петре I Масленицу стали праздновать по-европейски - с шутовскими кривляньями, шествиями ряженых по типу итальянских карнавалов, с пьянками и гулянками. Празднество так и называлось "Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор". Такое "бесовское" празднование Масленицы продолжалось почти тридцать лет…

Вот на таких корнях и вырос наш современный праздник – Масленица. Соответственно, вобрав в себя от всего понемногу.

Обряды и традиции Масленицы

Выяснив истоки праздника, рассмотрим теперь обряды и традиции проведения.

1. Выпечка блинов , символизирующих Солнце. В их приготовление вкладывали душу. Тесто замешивали в хорошем настроении, с добрыми помыслами, чтобы передать всем, вкушающим блины, тёплые чувства.

2. Взятие снежной крепости . Это была борьба Нового (сил тепла) и устоев Равновесия (сил холода). Женщины, олицетворяющие равновесие, находились на вершине крепости и охраняли богиню Марену (Мару), сделанную из веток и соломы, символизирующую Зиму. Мужчины, олицетворяющие силы нового, должны были взять крепость и вынести Марену из её чертогов. Но не с первого раза, а только с третьего. Это символизировало триединство. Первые два раза мужчины благоразумно отступали, пытаясь схватить у девушек какие-нибудь вещицы. И, наконец, в третий раз, силы Нового побеждали и несли соломенное чучело Марены-Зимы к костру.

3. Обряд пробуждения Медведя . По дороге они шли мимо "берлоги Медведя", которого будили и угощали первым блином. Пробуждение медведя, "кома" символизировало пробуждение всей природы, наступление весны.

4. Сжигание соломенного чучела означало проводы Зимы в её ледяные чертоги. Дома также заранее изготавливали маленьких кукол, подобных большой, да и разные другие фигурки - коняшки, птички, цветочки, звездочки из всевозможных верёвочек, платочков, бумаги, пакли, дерева и соломы. В них вкладывалось всё плохое, от чего хотели избавиться. Когда в последний день Масленицы сжигали Зиму, бросали в костёр и самодельные фигурки, выкидывая с ними все беды и болезни.

Да, ещё один момент. В связи с приходом христианства, дата смещалась иногда и на начало февраля, например, в этом году Масленица приходится на 16 февраля. Было как-то неуместно сжигать Зиму, когда до таяния снега оставалось месяца два. Русский народ со своей смекалкой исправил это несоответствие, назвав чучело Маслёной, и приурочив её сжигание к завершению самого праздника - Масленицы, переходом к Великому посту.

5. Хоровод и скоморохи . Когда зажигали костёр вокруг чучела, чтобы огонь сильнее разошёлся, начинали водить вокруг него хороводы и петь песни: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло". А скоморохи показывали представления, пели частушки. "Как на масленой неделе из трубы блины летели!.."

6. Потом всех приглашали за общий стол , богатый угощеньями: блины с маслом и мёдом, овсяный кисель, печенье, хлебцы-комы, травяные чаи и множество других яств.

Вот такие традиции проведения Масленицы.

Масленица сегодня

В последнее время эти традиции возрождаются. В российских городах и сёлах всю масленичную неделю пекут блины и ходят друг к другу в гости. А в последний день Масленицы проходят массовые гуляния с катанием на лошадях, весёлыми конкурсами, спортивными соревнованиями, активными зимними играми.

Открываются ярмарки , где продают всевозможные вкусности и народные поделки и сувениры. Ремесленники выставляют свои работы. Здесь и плетёные корзинки, и глиняная посуда, и русские народные платки, и много всего красивого, душевного, родного, истинно русского. Каждый может приобрести подарок для себя и своих близких.

Маленькие сувениры - символы Масленицы , можно купить здесь же, если вы не успели сделать их дома. Мысленно вложив в них свои беды и горести, бросить в костёр к сжигаемому чучелу Маслёны - избавиться, таким образом, от несчастий в этом году.

Обязательной частью является чаепитие у самовара с расписными пряниками и баранками. Ну, и, конечно же, угощение блинами и блинчиками с различными начинками. "С пылу, с жару", с маслом, красной икрой, мёдом - это лишь малая часть этого огромного праздника - Масленица!

И хоть этот праздник есть во многих странах, с таким размахом, как в России, его не отмечают нигде! Поэтому множество туристов из разных стран стараются попасть на празднование Русской Масленицы.

Полина Вертинская

Об этом празднике знают практически все. Но если задать конкретный вопрос: что такое Масленица, – ответы прозвучат довольно разные. Для кого-то она связана с весельем и массовыми гуляниями, кто-то видит в ней один из этапов подготовки к . Ну, а кому-то вспомнится известный мультик Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица».

Все приведенные варианты ответа будут верными, ведь Масленица – праздник многоликий и вмещает в себя огромное число смыслов и символов. И все-таки, что такое Масленица? Откуда она появилась? Как ее отмечали раньше?

Масленица: история праздника. Почему христиане празднуют Масленицу?

Последний день Сырной седмицы называется . Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что каждый новый пост может стать последним в их жизни, черноризцы за день до расставания просили друг у друга прощение и обменивались теплыми словами. Отсюда и название этого дня – Прощеное воскресенье.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно. Поэтому постовые ограничения стали вводить постепенно, и Сырная седмица – один из таких этапов, когда уже нельзя вкушать мясо и играть свадьбы, однако еще можно веселиться и получать радость общения. Однако и не увлекаться особо, помня, что скоро пост.

Дохристианская история Масленицы

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так. Христианство – религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, не нивелирует, а очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Масленица: смысл праздника

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Вопросы о Масленице:

Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели?

Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу?

Однозначно ответить вряд ли возможно, и вот почему.

С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время – линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников.

Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов. Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия.

Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (особенно в традициях народов Украины и Беларуси), и почитание предков, и любовь к прошлому.

Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела. Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил:

– Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения.

Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.

Масленица – праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает.

А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха (кстати, это одно из народных названий Масленицы) и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу . Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая ). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии - всегда праздник и радость. А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением - настроением "светлой печали". И второе – в эти дни впервые в году совершается . Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.