Энергопаспорт учреждения. Энергетический паспорт предприятия

«ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 4. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Статья 15. Энергетическое обследование

  1. Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  2. Основными целями энергетического обследования являются:
    • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
    • определение показателей энергетической эффективности;
    • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
  3. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон "О саморегулируемых организациях").
  5. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
  6. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
  7. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
    • об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
    • об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
    • о показателях энергетической эффективности;
    • о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
    • о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
    • о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
  8. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, в том числе требования к его форме и содержанию, правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в этот федеральный орган исполнительной власти. Указанные требования могут различаться в зависимости от типов организаций, объектов (зданий, строений, сооружений производственного или непроизводственного назначения, энергетического оборудования, технологических процессов и иных критериев).
  9. Энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование

  1. Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
    • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
    • организации с участием государства или муниципального образования;
    • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
    • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
    • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
    • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
  2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года , последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет .
  3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:
    • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
    • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления государственного контроля за соблюдением требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Следует напомнить, что ещё в президентский срок Д. А. Медведева, был принят законопроект, сутью которого являлся вывод страны в максимально возможный уровень энергоэффективности. Отметим, что план заключался в проведении целого ряда процедур. Временные сроки также были обозначены чётко – до 2020 года. В большей степени обеспечение энергоэффективности касается муниципальных предприятий, производственных площадок и других объединений, использующих либо государственные средства для приобретения ресурсов, либо предприятий, тратящих на топливо (энергию в любом виде) более 10 млн. рублей в год.

Энергетический паспорт объекта – это документ, демонстрирующий всю необходимую информацию, касающуюся энергоэффективности. Важно понимать, что выдавать этот документ имеет право лишь представитель соответствующего СРО. Более того, специалисты этого СРО должны действовать в рамках принятой программы.

К таковым можно отнести:

  • органы госвласти;
  • организации, где долей объектов владеет государство;
  • организации, деятельность которых регулируется государством;
  • организации, занятые производством, транспортировкой или накоплением нефти, газа, угля, нефтепродуктов и т.д.

В случае, если Ваше предприятие не относится к вышеозначенному перечню никоим образом, располагать энергетическим паспортом не требуется (по закону).

Однако, в достижении сокращения трат на энергоресурсы, получение вышеозначенного документа имеет вполне определенный смысл.

В паспорте указывается не только потребление конкретных ресурсов предприятием. По своей сути, энергетический паспорт относится не к зданию, а к юридическому лицу в целом.

В нём отражены все приборы, использующиеся на данный момент для учёта потребляемых ресурсов, фактический объём потребленных ресурсов за отчётный период, энергоэффективность (актуальные показатели), величина потерь, комплекс мер, позволяющий добиться большей энергоэффективности.

Паспорт получается предприятием один раз и действует в течение 5 лет. Далее он должен быть обновлён. Важно понимать, что при внесении кардинальных изменений в энергосистему объекта, они немедленно должны быть отражены в энергетическом паспорте.

Из видео Вы узнаете, кто осуществляет энергетическое обследование и составляет паспорт объекта на основании полученных данных:

Что такое энергетический паспорт

Энергетический паспорт это документ, который

  • отражает состояние энергетического хозяйства вашей организации или предприятия на данный момент,
  • показывает уровень и эффективность потребления энергоресурсов за последние пять лет,
  • включает перечень энергосберегающих мероприятий и график их реализации.

Зачем нужен энергетический паспорт

Энергетический паспорт нужен чтобы

  • повысить энергоэффективность вашей организации,
  • сократить затраты на энергоресурсы,
  • выполнить требования ФЗ №261, приказов Минэнерго и избежать штрафов.

Посмотреть на комментарии к ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» .

Цели энергоаудита и энергетического паспорта

Основными целями энергетического обследования, энергопаспорта и отчета по энергоаудиту являются:

  1. получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов,
  2. определение показателей энергетической эффективности,
  3. определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации,
  4. разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической,
  5. разработка графика внедрения энергосберегающих мероприятий.

Законодательная база

ФЗ 261 является законодательной основой всего, что касается энергетических обследований, энергоаудита и энергетического паспорта.

Скачать последнюю редакцию ФЗ №261 (на 2016 г) можно .

Статьи закона об энергосбережении, на которые следует обратить внимание:

  • Статья 15. Энергетическое обследование. В статью включены следующие разделы:
    • В отношении чего может проводиться энергетическое обследование.
    • Цели энергетического обследования.
    • Кто имеет право проводить энергетические обследования.
    • Про энергетический паспорт и отчет по энергоаудиту
    • Проверка и регистрация энергопаспрта в СРО по энергоаудиту
    • Содержание энергетического паспорта
  • Статья 16. Обязательное энергетическое обследование. В статью включены следующие разделы:
    • Какие организации обязаны провести энергетическое обследование.
    • Проверки наличия энергетического паспорта.
  • Статья 17. Сбор и анализ данных энергетических паспортов. В статью включены следующие разделы:
    • Про регистрацию энергопаспортов в Минэнерго
  • Статья 18. Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования. В статью включены следующие разделы:
    • Про требования к СРО по энергоаудиту
    • Про требования к энергоаудиторам
    • Про государственный контроль за деятельностью энергоаудиторов и СРО
  • Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. В статью включены следующие разделы:
    • Про штрафы за отсутствие энергопаспорта

Приказ Минэнерго №400 регламентирует форму, порядок оформления и регистрации энергетического паспорта и отчета по энергоаудиту.

  • Скачать приказ Минэнерго №400 можно здесь.
  • Посмотреть на .

В чем разница между энергопаспортом здания и организации

Есть два вида энергетических паспортов:

  • Энергетический паспорт организации
  • Энергетический паспорт здания

Энергетический паспорт предприятия или организации оформляется на юридическое лицо и действует в течении пяти лет.

Энергетический паспорт здания оформляется на здание или объект для ввода этого здания в эксплуатацию.

У каких организаций должен быть энергопаспорт

Энергетический паспорт должен быть у

  • предприятиятий и организаций с высоким энергопотреблением (более пятидесяти миллионов рублей в год),
  • государственных и муниципальных организаций и учреждений,
  • регулируемых организаций,
  • новых или реконструированных зданий и объектов для ввода в эксплуатацию.

Как оформить энергетический паспорт предприятия или организации

Для того, чтобы оформить энергетический паспорт необходимо найти хорошую энергоаудиторскую компанию и заключить с ней договор.

Без энергоаудитора энергопаспорт не оформить. Это требование по ФЗ 261 «Об энергосбережении.»

Энергоаудитор должен провести энергетическое обследование и собрать следующие данные:

  • энергопотребление,
  • установленная мощность,
  • автопарк,
  • счетчики,
  • оборудование,
  • здания и сооружения и т. д.
  • оформляет энергопаспорт,
  • пишет рекомендации по энергосбережению,
  • составляет отчет по энергоаудиту.
После того, как энергопаспорт оформлен:
  • Энергоаудитор передает энергопаспорт в СРО на экспертизу.
  • СРО проводит экспертизу энергетического паспорта, проверяет энергопаспорт на соответствие приказу №400 Минэнерго и ФЗ №261.
  • Если в энергопаспорте есть ошибки, энергоаудитор обязан их устранить.
  • После экспертизы, СРО присваивается энергопаспорту регистрационный номер.
  • Энергопаспорт подписывают и ставят свои печати — заказчик, энергоаудитор и СРО.
  • После круга подписей, СРО передает энергетический паспорт на бумажном носителе и в электронной форме в Министерство энергетики.
  • После передачи в Минэнерго, заказчик может получить энергетический паспорт на руки. Вместе с энергопаспортом энергоаудитор передает заказчику подтверждение того, что энергопаспорт принят в Минэнерго.
  • Министерство энергетики проверяет и принимает энергопаспорт в течение 1-2 месяцев.

Кто имеет право оформлять энергопаспорта

Оформлять энергетический паспорт предприятия или организации имеют право только энергоаудиторы.

Энергоаудитор это компания, которая является членом Саморегулируемой организации по энергоаудиту.

Но, как минимум, перед заключением договора

  • убедитесь, что энергоаудитор состоит в СРО (Саморегулируемая организация по энергоаудиту),
  • узнайте, сколько энергопаспортов оформленных вашим энергоаудитором зарегистрировано в Минэнерго.

Кроме членства в СРО, каких-либо других разрешений или лицензий для энергоаудиторской деятельности не надо.

Стоимость энергетического паспорта

Цены на услуги по оформлению энергетических паспортов очень разные.

Как говориться на рынке есть все – от А до Я.

Но если коротко, цена энергопаспорта и энергоаудита зависит от 2х факторов:

1. Размер вашей организации — количество зданий, сооружений, котельных, производственных комплексов.

Чем больше у вас зданий, подразделений, станков, машин и оборудования, тем дороже стоит сделать энергопаспорт и провести энергоаудит.

2. Энергетическое обследование

Есть два основных вида энергоаудита: экспресс энергетическое обследование и детальный (инструментальный) энергоаудит:

  • Экспресс энергоаудит: быстрое визуальное обследование ваших объектов, зданий, оборудования, котельных. Типовые мероприятия по энергосбережению. Экспресс энергоаудит, как правило, быстрей и дешевле.
  • Детальный энергоаудит: замеры, тепловизионное обследование, отчеты. Индивидуальные мероприятия по энергосбережению. Детальное энергообследование длится от несколькольких дней до нескольких недель и стоит дороже.

Стоимость энергетического паспорта у нас:

  • от 19 000 рублей для организаций и учреждений
  • от 30 000 рублей для предприятий

Более детально о стоимости энергетического паспорта можно узнать .

Энергетический паспорт содержит следующие разделы:

  • Титульный лист
  • Общие сведения об объекте энергетического обследования
  • Сведения об оснащенности узлами (приборами) учета
  • Сведения о потреблении электрической энергии
  • Сведения о потреблении тепловой энергии
  • Сведения о потреблении котельно-печного топлива
  • Сведения об использовании моторного топлива
  • Сведения о потреблении воды
  • Сведения о потреблении вторичных энергетических ресурсов
  • Сведения о потреблении электрической энергии на цели освещения
  • Сведения о технологических комплексах
  • Краткая характеристика зданий, строений и сооружений
  • Описание линий передачи и транспортировки энергетических ресурсов
  • Сведения о рекомендуемых мероприятиях по энергосбережению
  • Сведения о должностных лицах, ответственных за обеспечение мероприятий по энергосбережению
  • Сведения о квалификации персонала, обеспечивающего реализацию мероприятий по энергосбережению

Срок действия энергетического паспорта

Срок действия энергетического паспорта организации 5 лет.

Повторное энергетическое обследование следует провести примерно за 3-6 месяцев до истечения энергопаспорта.

Дата оформления энергетического паспорта указана на титульном листе.

Например, если на титульном листе указана дата оформления — Июнь, 2012 г., то начать переоформление энергетического паспорта следует в январе — марте 2017 года.

Энергетический паспорт составляется по результатам энергоаудита энергетического обследования предприятия или анализа проектной документации на здание и в определенной законодательством форме отражает показатели энергоэффективности и является официальным документом.

Энергопаспорт предприятия отражает баланс используемых ТЭР, а также несет информацию об эффективности потребляемых энергоресурсов предприятием или организацией и планируемых организационно-технических мероприятиях по улучшению эффективности потребления ТЭР. Этот документ позволяет определить в каком техническом состоянии находится здания или энергоемкое оборудование. В паспорт могут быть добавлены мероприятия и рекомендации по энергосбережению, которые заказчик планировал провести, но в бюджет не было повода внести.

Энергетические паспорта можно условно классифицировать на:

  • а) паспорт энергоснабжающих организаций;
  • б) энергетический паспорт зданий, административных или жилых объектов;
  • в) энергопаспорт промышленных предприятий, с затратами на энергоснабжение более 10 млн. руб..


Кто обязан иметь энергетический паспорт

Энергопаспорт является обязательным документом для всех государственных учреждений, энергоснабжающий и ряда коммерческих предприятий, в соответствии с требованиями федерального закона об энергосбережении и повышении энергетической эффективности № 261-ФЗ от 23 ноября 2009г.

По упрощенной форме энергетический паспорт оформляется на вновь построенные и реконструируемые промышленные объекты, жилые и административные здания. Росгосстрой с начала 2014 года для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требует предъявить правильно оформленный энергетический паспорт, отчет о тепловизионном обследованиии и расчет кратности воздухообмена.

Большим плюсом оформления энергетического паспорта на здание являются налоговые льготы на имущество организаций для вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность (класс энергоэффективности B и выше).

Статья 16. Обязательное энергетическое обследование гласит:

1. Проведение энергетического обследования является обязательным , за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, для следующих лиц:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
  • организации с участием государства или муниципального образования;
  • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
  • организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива (за исключением моторного топлива), мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, указанного в части 2 настоящей статьи;
  • организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом с 1 октября 2014 года статья 16 будет дополнена частью 1.1 и 1.2 следующего содержания:

1.1. В случае, если совокупные затраты лиц, указанных в пунктах 1 - 4 и 6 части 1 настоящей статьи, на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, не превышают объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации, за календарный год, предшествующий последнему году до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, указанные лица вместо проведения обязательного энергетического обследования вправе представить в течение последнего года до истечения срока проведения последующего обязательного энергетического обследования информацию об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности применительно к указанным лицам в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. Указанные лица обязаны организовать и провести энергетическое обследование в течение двух лет по истечении календарного года, в котором их совокупные затраты на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превысили объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся указанными лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

1.2. Представление информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

3. В целях выявления лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки, вправе запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать у:

  • организаций, осуществляющих продажу, поставки энергетических ресурсов, данные об объеме и о стоимости поставляемых ими энергетических ресурсов организациям, которые являются потребителями этих поставляемых энергетических ресурсов;
  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций сведения и материалы, необходимые для осуществления проверок соблюдения требования о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки.

Нормативно-законодательная база по энергоаудиту

Оказание услуг по проведению энергетического обследования осуществляется в соответствии со нижеперечисленными нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • Постановление правительства РФ от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательного и добровольного энергетических обследований»;
  • «Рекомендации по проведению энергетических обследований, утвержденные приказом Минпромэнерго России 4.07.2006 № 141;
  • Приказ Министерства энергетики РФ от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования» и другие нормативно-технических документы, действующие на территории Российской Федерации;
  • ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения»;
  • Методика проведения энергетических обследований (энергоаудита) бюджетных организаций РД.34.01-03.

Скачать и ознакомится с текстами документов можно на этой странице .

Цели и задачи энергетического обследования

Основной целью энергетического обследования является найти потенциал снижения потребления энергоресурсов на предприятии и повышения энергетической эффективности.

При проведении энергоаудита решаются следующие задачи:

  • Получение информации о величине используемых энергетических ресурсов и финансовых затрат за определенный период (2-3 года);
  • Определить показатель энергетической эффективности предприятия;
  • Установить потенциал энергосбережения;
  • Составить энергетический паспорт объекта по результатам энергоаудита;
  • Разработать программу мероприятий по сбережению энергоресурсов и повышению энергоэффективности с оценкой затрат, необходимых для реализации намечаемых мероприятий и возможных сроков окупаемости.

Как оформить энерго-паспорт организации

Чтобы получить энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов, учреждение должно заключить с аудиторской фирмой договор на проведение энергетического обследования.

Для проведения энерго-обследования следует привлекать профессиональные аудиторские фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя в данном сегменте энергетического рынка и имеющие хорошее техническое оснащение и персонал грамотных специалистов. Не следует быстро соглашаться на заманчивые своей дешевизной предложения.

Проведение энергоаудита - процедура, которая подразумевает наличие современного дорогостоящего оборудования и высокооплачиваемых специалистов. Следует в обязательном порядке ознакомиться с предыдущей деятельностью потенциального подрядчика. Для этого существуют интернет, телефон, рекомендательные письма, «сарафанное радио».

Не пожалейте времени, чтобы убедиться в том, что вы собираетесь заключить договор с настоящими специалистами своего дела, которые проведут энергообследование на достойном профессиональном уровне и главное — могут обеспечить регистрацию паспорта в Минэнерго.

Порядок оформления энергетического паспорта

Подготовительный этап:

  • Назначение ответственных представителей от Исполнителя и Заказчика; ознакомление с объектом, разработка программы энергетического обследования и ее утверждение; подготовка опросной анкеты и согласование;
  • Сбор исходных данных для проведения энергетического обследования объекта.

Сбору подлежит следующая информация:

  • существующие договоры на снабжение электроэнергией, тепловой энергией и водой, с ценами, тарифами, объемами потребления;
  • Фактические данные по потреблению и распределению электроэнергии, тепловой энергии и воды за предыдущие и текущие периоды;
  • проектная документация на системы и оборудование снабжения и потребления энергоресурсов и воды;
  • проектная документация на здание;
  • данные по системам коммерческого и технического учета энергоресурсов и воды;
  • другие необходимые для энергетического обследования данные.

Предварительный анализ полученных данных и подготовка инструментального обследования

Инструментальное обследование с выездом на объект.

  • Визуальный осмотр и оценка состояния инженерных систем, оборудования и зданий;
  • Инструментальное обследование объекта:
  • Проведение тепловизионного обследования зданий;
  • Замеры параметров теплоснабжения в узлах распределения теплоэнергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение;
  • Замеры параметров электропотребления основными потребителями электроэнергии;

Систематизация и анализ полученных данных.

  • Анализ систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
  • Составление балансов потребления ТЭР
  • Анализ материала ограждающих конструкций.
  • Установление фактических теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий и сооружений, оценка конструктивных характеристик зданий и сооружений.

Документирование результатов энергообследования.

Составление отчета по результатам энергообследования, с анализом:

  • состояния энергетических систем, системы подачи и использования воды;
  • характеристик здания;
  • оценки эффективности использования энергоресурсов и воды;
  • причин нерационального расхода энергоресурсов и воды;
  • расчетом показателей экономической эффективности предлагаемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Составление энергетического паспорта учреждения с включением в него перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Согласование отчетных документов с Заказчиком

Экспертиза энергетического паспорта в экспертной организации, согласование с Заказчиком и СРО

Заканчивается процедура самым важным этапом: Регистрация энергетического паспорта в СРО и МинЭнерго

Требования к содержанию энергетического паспорта

Диаграмма структуры файла паспорта изображена на рисунке ниже:

Требования к составлению отражены в Приказе МинЭнерго № 182 от 19 апреля 2010 года. Правила отличаются для зданий различного назначения (непроизводственного или производственного), для объектов разного типа (здания, сооружения, строения), а также для разных видов технологических процессов и других различных факторов.

  1. Наличие оснащенности устройствами учета используемых энергоресурсов.
  2. Размер потребляемых энергетических (тепловых) ресурсов и его динамика за прошлые несколько лет.
  3. Величина показателя энергоэффективности электро- и теплопотребляющего оборудования.
  4. Потери передаваемых энергетических ресурсов (если организация занимается передачей энергоресурсов).
  5. Возможный потенциал энергосбережения, в том числе в натуральном выражении.
  6. Список мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, модернизации энергоустановок.

Необходимость таких жестких требований к составлению энергетического паспорта объясняются следующим: например, при сдаче объекта строительства в эксплуатацию строительная инспекция Ростехнадзора проверяет, соответствуют ли нормативные теплоизоляционные параметры возводимых конструкций с параметрами, отраженными в энергопаспорте, составленным аудиторской фирмой по результатам энергетического обследования. При совпадении этих параметры выдается разрешение Ростехнадзора на ввод объекта в эксплуатацию. При обнаружении отклонений в расчетах фирме-застройщику придется переоформлять энергопаспорт и дополнительно утеплять конструкции возводимого объекта.

Выполнение мероприятий по энергосбережению, применение энергосберегающих технологий помогает экономить десятки процентов ТЭР, уменьшать затраты производства на выпускаемый товар и, как следствие, увеличивать прибыль предприятия.

Руководители предприятий, собственники жилья будут оплачивать только реально оказанные услуги. Рядовому потребителю не придется платить за лишние тепло-энергоресурсы, т.к. в энергопаспорте высчитано количество потребления электроэнергии, тепла и воды на каждый кубометр здания.

Энергосберегающие технологии призваны уменьшить расходы на услуги за техническое обслуживание любого здания, будь то жилой дом или торгово-офисный центр.

Составление энергопаспорта поможет проконтролировать качество возводимых строителями зданий и сделать более комфортным быт потребителей.

Можно сказать, что энергопаспорт является одним из показателей качества здания. Теперь при покупке любой недвижимости потенциальный покупатель может ознакомиться с этим документом, чтобы знать, какого качества товар он собирается приобрести.

Стоимость оформления и регистрации официального энергетического паспорта

Ориентировочная стоимость услуг энергоаудита предприятия с оформлением и регистрацией энергетического паспорта в МинЭнерго может быть рассчитана при помощи разработанного нашей фирмой онлайн калькулятора цены энергоаудита .

Энергоаудит это финансово затратная услуга, цену которой можно и нужно оценить заранее. Его стоимость условно можно разделить на две составляющие части: предварительная и основная. На первом этапе заказчик предоставляет энергоаудиторам запрашиваемый пакет документов по обследуемому объекту. Аудиторы проводят осмотр объекта и определяют перечень мероприятий, которые необходимо провести для расчета цены энергопаспорта. После этого энергоаудиторами составляется последующий перечень работ энергообследования объекта.

Стоимость проведения подготовительных этапов на разных объектах примерно одинаковая. А вот стоимость работ основного этапа проведения энергообследования практически всегда различная. Расчет основывается на представленных заказчиком параметрических и энерго-техннологических показателях обследуемого объекта: количество расходуемой энергии, его объем, площадь, имеющиеся источники ТЭР и т.д.

Энергообследование заканчивается оформлением энергетического отчета, в котором подробно отражена программа по повышению энергетической эффективности объекта. Выполнение мероприятий этой программы призвано улучшить энергоэффективность объекта и уменьшить его энергозатраты.

Наказания за отсутствие энергетического паспорта

Ваша организация уже получила письмо из Ростехнадзора об обязательном энергетическом обследовании ?

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 19.04.2010 г. N 182, а так же Постановлением Правительства РФ от 25.01. 2011 г. № 19 создание и передача энергопаспортов должна проходить в электронном формате xml с использованием ЭЦП (электронная цифровая подпись). Надзор за отсутствием/наличием паспорта в электронном реестре Министерства энергетики будет осуществляться инспекцией Ростехнадзора. Энергетический паспорт любого предприятия, согласованный в СРО с регистрацией в МинЭнерго, появится в электронном виде в реестре министерства только после проведенного энергоаудита. Поэтому проведения энергоаудита не миновать тем предприятиям и организациям, кому это предписано делать в обязательном порядке.

  • Согласно Статьи 9.16 № 261-ФЗ на юридических лиц может быть наложен административный штраф от 50 до 100 тыс. руб., а на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. за несоблюдение организациями с участием муниципального образования или государства или организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения.
  • Согласно этой же статьи на юридических лиц может быть наложен штраф до 10 тыс. руб., а на должностных лиц в размере 5 тыс. руб. за игнорирование требования о представлении копии энергопаспорта, составленного по результатам обязательного энергетообследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.